- дискурсивные формации
- ДИСКУРСИВНЫЕ ФОРМАЦИИ — понятие методологии исследования дискурса у М. Фуко. Дискурс — это, прежде всего, речь, погруженная в социальный контекст. Отношения референции никоим образом не являются исходными для речевых актов. Феномен смысла оказывается в данном контексте порождаемым данной Д. ф. Происхождение дискурса об истине связывается с ритуалами клятвы, прорицания, суда, т.е. с перформативными речевыми актами, которые увлекают и заставляют действовать в соответствии с ними. Позже истина переместилась из акта высказывания в его смысл. Теперь интересуются не тем, что говорит дискурс, что он заставляет делать, а тем, что он означает, его отношением к референту; короче, не тем, кто говорит, а тем, о чем говорится. Это изменение Фуко и называет изменением воли к истине. Ее современную форму он связывает с 17 в., когда складывалась ориентация на изучение объектов, доступных наблюдению, измерению, экспериментальному изучению, обобщению, классификации и т.п.После 17 в. она прошла примерно три этапа. Сначала стремились скорее видеть, чем читать, проверять, а не комментировать. За волей к интерпретации и комментированию пришла иная форма воли к знанию, которую Фуко характеризует как дисциплинарность. Наша воля к истине опирается на институциональную поддержку и институциональное распределение. Наука поддерживается целым рядом дисциплинарных практик, таких как педагогика, книгоиздательство, библиотеки, а главное — научные учреждения. Произошла существенная деформация дискурса, все его формы тяготеют к обоснованию в форме знания, и сегодня приходится проводить тщательное критическое исследование на предмет выяснения того, насколько то или иное речевое действие оказывается близким познавательному действию. У каждой дисциплины есть свои враги, призраки, маргиналии, которые также составляют условия возможности ее существования.Б.В. Марков
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.